Понедельник, 24.09.2018, 16:00                                                                            
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Цивил · RSS
Меню сайта

Категории
Игры и развлечения [3]Семейные традиции японцев [3]
Религия [1]Праздники [6]
Наш опрос
Нашли ли вы то что искали?
Всего ответов: 46
 Каталог статей
Главная » Статьи » Японская культура » Семейные традиции японцев

Семейные традиции
Свадьба в Японии


 
Свадьба в Японии почти всегда проис­ходит в синтоистском храме по синтоист­ским ритуалам, независимо от того, к какому вероисповеданию принадлежит японец. Синтоизм — это первичная, древняя религия японцев. В послевоен­ный период достаточно популярными стали свадебные обряды по христиан­ским канонам (католический вариант). Это не означает, что супружеские пары приняли христианство, ведь христиан среди японцев только около 1%. Скорее, христианский ритуал стал модным и вос­принимается необходимым дополнением к общей атмосфере события. При «хрис­тианском» венчании жених и невеста дают брачный обет, обращаясь не к Богу, а к собравшимся гостям.
Брачная церемония по синтоистскому обряду раньше происходила в святилище и проводилась официальным представи­телем синтоистского духовенства в при­сутствии жениха и невесты, их родителей, братьев, сестер и других родственников. Из чужих среди собравшихся был лишь накоодо. После получения духовного на­путствия и документального оформления молодые обменивались рюмками сакэ — слабой рисовой водки. Это называется сан-сан-ку-до — трижды по три девять раз: новобрачный и невеста отпивали из трех чаш разной величины — от малень­кой рюмочки до большого кубка — по три раза (то есть делали в сумме девять глотков). Подавал рюмки сват.
 
 
Развод японской семьи
Развестись с женой самураю было труд­нее, чем простолюдинам: для этого обяза­тельно требовалось разрешение началь­ника. Поэтому разводы в самурайских семьях случались редко. Если самураю не нравилась жена, он не решался просить развода, чтобы не огорчать своего началь­ника, который выступал в качестве накоо­до. Даже в случае, если жена оказывалась бесплодной или не рожала сына, как пра­вило, самураи шли на усыновление и семья не распадалась. Кроме того, важным пре­пятствием для развода была обязанность самурая вернуть родителям жены деньги, полученные в качестве приданого.
Был и еще один способ создать семью, скорее всего формальный. Им могли вос­пользоваться лишь люди, которые зани­мали в древней Японии наивысшие госу­дарственные посты, или сам микадо или сёгун. Высокий начальник просто гово­рил своим кэраям (вассалам): «Хочу (на­пример) Хироко». И те приводили своему хозяину названную женщину. При этом совсем не имело значения, девушка ли это или замужняя женщина, у которой есть муж и даже дети.
Вот мы и дошли до свадьбы. Это важное событие в жизни любого человека. Япо­ния — не исключение.
Церемония официальной помолвки
 
Церемония юино делает помолвку офи­циальной. Обе семьи встречаются за празд­ничным столом, обмениваясь подарками в честь предстоящего союза. Хотя обычаи и отличаются друг от друга по регионам, принято, чтобы семья будущего жениха дарила деньги и такие символы удачи, как съедобные морские водоросли комбу (символ процветания будущих поколе­ний) и морское ушко (знак пожелания долгой жизни). В ответ семья будущей невесты преподносит примерно полови­ну стоимости даров жениха. Этот обмен обозначает желание пары вступить в брак и согласие семей с их выбором партне­ров. В последнее время этот ритуал все чаще не соблюдается, его сменяет другой обычай: мужчина преподносит будущей невесте обручальное кольцо, а она ему в ответ — подарки.
Сейчас роль накоодо все чаще выполня­ют специальные фирмы. Спутник жизни подыскивается с помощью компьютера на основе схожих взглядов и интересов, с учетом соответствия уровня доходов и внешности. После представления пара может встречаться, ходить на свидания и, быть может, в конце концов сыграть свадьбу. Все больше мужчин и женщин по всей Японии обращаются в подобные фирмы в надежде встретить человека своей мечты.
 
Роли женщины в выборе жениха
 
В настоящее время как отзвук активной прежде роли женщины в выборе жениха, как своеоб­разную трансформацию древнего обычая можно в некоторой степени рассматри­вать такое распространенное явление в Японии, как сутоокаа (от англ. stalker — «преследовать»). Суть его сводится к тому, что юноша и девушка начинают встречаться и дружить (неважно, по чьей инициативе), затем юноше перестает нра­виться эта девушка и он хочет прекратить их свидания. Но не тут то было — хватка девушки железная! Она начинает просто преследовать парня: приходит к нему до­мой, дежурит у его дома, ожидает его под дверью аудитории и т. д. Короче говоря, ведет себя по принципу «Я твоя невеста». Часто это превращается просто в террор, жизнь становится для юноши невыноси­мой. И девушки-сутоокаа нередко доби­ваются своего, если юноша слаб и нервы у него не выдерживают. Бывает так, что семье юноши тайком приходится переезжать в другую часть крупного города или даже в другой город. Многие из ре­бят теперь стремятся воздерживаться от свиданий с девушкой, если они не имеют серьезных намерений или не уверены в этом. Главное — не дать предлога. Слу­чаются сутоокаа и среди ребят.
 
 
Роль женщины в японской семье
 
В значительной мере роль женщины в японской семье остается прежней и се­годня. Не одна американка, выйдя замуж за японца, сетовала потом, что муж вы­нуждает ее сидеть дома с родителями, не позволяя работать. Правда, за два последних десятилетия, когда темпы развития экономики страны заметно упали, боль­шинство женщин являются не только домохозяйками, часто они работают на неполную ставку или на временной ра­боте. Это называется в Японии почему-то немецким словом «арбайтер», в японском звучании арубайто. Так вот, в сегодняш­ней Японии немало женщин-арубайто. Вероятно, это вызвано финансовыми проблемами семьи, связанными в пер­вую очередь с обеспечением среднего и высшего образования детям, а также с выплатами ссуды на приобретение жи­лища или оплаты его найма.
А как же зарождается в Японии сердце­вина новой семьи? Право выбора с дав­них пор тут было за девушкой. Об этом упоминается в самых древних писаниях, в сказках и легендах. Все было просто: если девушке нравился какой-то юноша или одинокий мужчина, она шла к нему и просила взять ее в качестве жены. Иногда доходило до курьезов. Вот как описай один из таких случаев в небезызвестное у нас сказке «Журавушка»: «Целый день молодой мужчина хозяйничал на рисовом поле.
 
 
Роль мужчины в японской семье
 
Такая четкая иерархия сплошь и ря­дом сохранялась еще некоторое время в 1950-х годах даже после принятия новой демократической конституции по амери­канскому образцу и формирования новой идеологии семьи, основанной на равных правах для женщин и мужчин, равного наследования всеми детьми и свободного выбора супруги и карьеры. В настоящий момент сохраняется четкая тенденция к преобладанию семей из трех поколений: почти 60% молодых супругов живут вместе с родителями. Причем в настоя­щий момент доля молодежи, желающей жить совместно с родителями, намного превышает долю родителей, желающих жить со своими детьми. Очевидно, на эти цифры немалое влияние оказывает проблема собственного жилья, которая становится все более и более острой.
Мы кратко рассмотрели роль мужчины в семье. А какова же была роль женщины? С одной стороны, японки очень длитель­ное время были вроде бы бесправны. Од­нако это верно лишь отчасти, ведь издав­на на японскую женщину была возложена непростая обязанность — вести домаш­нее хозяйство.
 
 
Несколько вариантов форм семьи
 
Правда, в Японии было несколько вариантов форм семьи — от элитарной матрилокальной, когда муж переходил жить в родовой дом жены, в эпоху Хэй ан (примеры — в «Гэндзи моногатари» («Рассказах о Гэндзи»)), до описанной выше патрилинеарной, с отцом как гла­вой семьи и бесперебойным семейным наследованием по мужской линии.
В Средние века бывало, что в одной де­ревне сосуществовали две и более форм семьи. Устройство семьи различалось, в основном, в зависимости от сословия. Но самой распространенной формой сущест­вования семьи была именно патрилине-арная, особенно в среде самураев в позд­ний феодальный период. А среди высших классов, богатых торговцев и городских семей ремесленников в эпоху Эдо была почти всегда только такая форма.
И в эпоху Мэйдзи именно эта форма семейного существования закрепляется в принятых в 1898 году законах о семей­ных отношениях и о наследовании.
 
 
 
Категория: Семейные традиции японцев | Добавил: Сэн (19.02.2009)
Просмотров: 9158 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 1
1  
зжхэ

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
Используются технологии uCoz