"Костюмированная
игра" - так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин "cosplay"
(Costumed Play). В первом приближении многие склонны
относить косплей к балу-маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни
представлению, что аниме - это "японские мультики", а манга - "детские
комиксы". Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда,
но существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но каждый в
свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и понятной форме.
Косплей - это своеобразный "театр" персонажей аниме, манги, японских
видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи
и т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно
японский антураж.
Зарубежные косплееры утверждают: "Ты должен доказать, что ты - и только ты
- лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!". Это утверждение звучит категорично,
но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея - максимальное соответствие
своему персонажу, желание "вызвать" его на сцену с экрана телевизора или листка
манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.
Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи
с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом).
Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали
опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого
движения.
Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень
в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея
на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фэнским творчеством, косплей за
рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов
и атрибутики для косплея.
В свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры
и обыденной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр,
на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных
событиях, в основном посвященных аниме.
Российский косплей находится в стадии зарождения, и существует в основном на
уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают
себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна
покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной
задержки повсеместного распространения косплея в России.
Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного движения.
В то же время нередко сказывается историческая разобщенность российского аниме-фэндома
и участников ролевых игр на местности. Представители ролевого движения как правило
непосредственно знакомы с технологией изготовления игровых костюмов, и некоторые
ролевики принимают участие в косплее.
Разобщенность сказывается не только на уровне фэндомов, но отчасти и внутри
них. Серьезные прорехи в организации препятствуют продвижению косплея на минимальный
уровень праздничных мероприятий, способных показать массовость явления косплея
и стимулировать энтузиастов. Реконструкторские клубы России, в свою очередь, добились
определенных успехов на этом поприще. К примеру, известны случаи официальных выступлений
на городских праздниках, участия в телепередачах.
Современный российский косплей представляет из себя в основном разобщенную
деятельность отдельных энтузиастов, и реже - группы энтузиастов. Ими проводятся
разовые фотосъемки для последующей демонстрации коллегам по аниме-фэндому, но
не более того. Дело практически не двигается с мертвой точки. Единичные случаи,
о которых недостаточно информации, не позволяют судить точнее.
Смелые попытки организации крупномасштабных вечеринок для поклонников аниме
с проведением косплея не всегда оканчивались успехом, а иногда и завершались полным
провалом. Многие помнят, как зимой 2001 года многие косплееры, специально пришедшие
на вечеринку "Anime party" в Санкт-Петербурге, вынуждены
были отправиться по домам ни с чем, и когда о них еще услышит российский аниме-фэндом
- неизвестно.
С другой стороны, косплей-показ, проведенный 28 апреля 2002 года в рамках
Третьего всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже под руководством
Ирины Лапшиной из клуба "R.An.Ma", был
весьма успешным и, несомненно, вдохновил многих начинающих и продолжающих косплееров.
В частности, было продемонстрировано, что и в провинциальных городах можно создавать
не менее эффектные костюмы, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Развитие косплей-движения в России дополнительно затрудняется тем, что многие
не видят перспективы в самом явлении косплея. Осознание косплея исключительно
в качестве мероприятия "бально-маскарадного" типа ставит многих в тупик.
Тем не менее, при достаточном желании и мастерстве участников косплей вполне может
развиться в масштабные игровые постановки, а в дальнейшем - как определенное ответвление
основной идеи - в игры на местности. В данном случае возможно двухстороннее развитие
косплея таким образом, что это не будет "смущать" большинство представителей
аниме-фэндома, не признающее ролевые игры.
Рано подводить определенные итоги относительно развития косплея в России, но на
фоне некоторых разочарований и откровенных провалов отрадно то, что заинтересованность
косплеем по сей день не спадает в различных кругах фэндома. Рано говорить и о
зрителях, до тех пор, пока не наберется достаточный состав выступающих, однако
даже рядовыми индивидуальными фотографиями косплей-постановок интересуются в среде
поклонников аниме.
Учитывая уникальность косплея, как явления театрализованного и игрового в одно
и то же время, его развитие способно украсить российский аниме-фэндом и образовать
новое направление активной деятельности отаку (помимо рисования и обмена аниме
и мангой).
© Олег Савицкий (Inu) и Борис Иванов
Десять советов начинающим косплеерам
Все нижеследующее не есть изложение личного опыта автора - это обобщение международной
и российской практики косплея.
- Идеальный костюм невозможен. Всегда найдется тот, кому ваш костюм понравится,
и тот, кому он не понравится. Это вопрос вкуса и точки зрения, индивидуального
представления о персонаже. Постарайтесь, однако, чтобы ваш костюм нравился хотя
бы вам самим. ^_^
- Задумайтесь об узнаваемости персонажа. Далеко не все персонажи и далеко
не все костюмы легко узнать. Скажем, многие герои ходят в обычной японской школьной
форме. Ее просто воспроизвести, но зрителям будет трудно угадать, чей именно это
костюм. С другой стороны, вы можете сделать сложный и уникальный костюм персонажа
из аниме, которое мало кто видел. И эффект от такого костюма тоже будет испорчен.
Зрители будут не любоваться, а гадать и спорить. Кстати, весьма приблизительно
сделанный костюм всем известного персонажа может произвести больший фурор, чем
точно воспроизведенный наряд малоизвестного героя. Сознание зрителей "допишет"
костюму хорошо известные черты, даже если они там только намечены.
- Прежде чем планировать костюм, решите, какое впечатление вы хотите произвести.
Если вы надеваете необычный костюм и появляетесь на людях, то вы, очевидно, надеетесь
стать центром внимания. Важно заранее представить - какого именно внимания. Скажем,
вы надеетесь, что все заметят, как точно подобран цвет юбки, а всех замечают только
то, какая она короткая. Перед тем, как выйти на публику, встаньте перед зеркалом
и попытайтесь посмотреть на себя со стороны. Еще лучше - попросите прокомментировать
ваш костюм кого-нибудь из честных друзей. Не забудьте подвигаться - вы помните,
что при движении короткая юбка задирается? В любом случае, будьте готовы к тому,
что костюмы косплея часто повод для веселья, а не для восторгов. Если над вами
смеются - смейтесь вместе со всеми. ^_^
- Косплей - это не только костюм, но и человек. Как известно, многие
персонажи аниме и манги отличаются "нечеловеческими" пропорциями, которые в реальной
жизни встречаются довольно редко - и обычно не у тех, кто занимается косплеем.
Какие-то особенности фигуры можно компенсировать, какие-то - нет. Однако на практике
наиболее заметны не "неточности" костюма, а "неточности" того, кто его носит.
Освойтесь со своим костюмом. Носите его естественно. Отрепетируйте наиболее выигрышные
варианты позирования. Постарайтесь не только надеть костюм персонажа, но и подражать
его походке, жестам, темпераменту... Этими нехитрыми приемами можно произвести
намного большее впечатление, чем физиологической точностью.
- Костюм - это не только верх, но и низ. Не забывайте, что костюму должна
соответствовать обувь (особенно если косплей проводится в теплом помещении, где
обувь не диктует погода). Как минимум, она должна быть не менее чистой, чем костюм.
Впрочем, если у вас нет обуви, точно соответствующей костюму, просто постарайтесь,
чтобы это не было заметно. Обычно простых и не бросающихся в глаза ботинок вполне
достаточно, чтобы дополнить точно сделанный верх костюма. На ноги люди обращают
внимание в последнюю очередь.
- Не забудьте про причиндалы. В состав многих костюмов входят волшебные
палочки, мечи и прочие полезные предметы. Воспроизведите их! Хорошо сделанный
бутафорский меч может скрыть немало мелких огрехов в костюме, и вы произведете
на аудиторию куда более сильное впечатление. И обязательно сделайте для него нейтральный
(в смысле - не похожий на ножны) чехол для переноски. Наша милиция любит ссориться
со всеми, кто носит по улице нечто, напоминающее боевое оружие.
- Лучше жевать, чем говорить. Если косплей проводится организованно,
и вам предстоит выйти на сцену, придумайте себе номер. И, если это возможно технически,
номер с движением и соответствующей музыкой. Помашите мечом, станцуйте (если умеете),
изобразите боевую позу персонажа, спойте под фонограмму... Разговорную часть выступления
лучше сократить до минимума - скажем, стандартной речевки вашего героя. Практика
показывает, что четко и убедительно говорить существенно сложнее, чем убедительно
двигаться в костюме (особенно если вы не профессиональный актер). Именно поэтому
статистов в кино часто набирают с улицы. К тому же, ваша цель - продемонстрировать
крутость костюма и ваше умение чувствовать себя в нем естественно. А сказать что-нибудь
умное можно и так. ^_^
- Найдите свою пару. Многие персонажи связаны теми или иными взаимоотношениями.
Если в косплее участвует ваша аниме-пара (скажем, Рэй
или Асука относительно
Синдзи), попытайтесь
с ней договориться и придумать какой-нибудь совместный номер. Особенно это актуально,
если для вашего персонажа сложно придумать одиночный номер. Кстати, если ваши
костюмы отдельно трудно узнать
- Не шейте на живую нитку! Если вы не собираетесь что-то в костюме отрывать
в процессе выступления, постарайтесь, чтобы все было пришито и приделано как можно
прочнее. Во-первых, будет большой конфуз, если ваш костюм развалится во время
выступления. Во-вторых, поклонники обязательно захотят пощупать ваше творение
руками. Если у вашего костюма есть хвост - попробуют его оторвать. Если у вас
есть меч - попробуют его сломать... Не осложняйте себе жизнь - шейте крепче.
- Нет черному под белым! Классический совет, о котором часто забывают.
Ни в коем случае не надевайте темное нижнее белье под светлый верх - просвечивает.
Конечно, если вы не хотите, чтобы зрители изучали ваш бюстгальтер, а не рубашку
на нем.
© Борис Иванов
Ссылки
http://www.cosplaycloset.com -
Сайт американских создателей косплей-костюмов со множеством полезных советов и
рекомендаций
|