обычно я ссылки на источник кидаю в
конце но так как слишком много материала то кину в
начале:http://anime.dvdspecial.ru/Articles/History/index.shtmlно это не обозначает что вы обязательно должны читать у них Бэээ....<_<"кстати кто еще не понял все ссылки в тексте также ведут к другим полезным Статьям их сайта...=D
_____________________________________________________________________________________________________________________
Отаку входят в игру
Окончательный расцвет
Начиная
с этого периода, затруднительно даже перечислить все стоящее аниме. Студии растут
как грибы, множатся журналы, печатающие мангу, в индустрию приходят все новые
и новые творцы. Возникают новые жанры, поджанры и даже мета-жанры. Просто упомнить
всех - уже задача не для странички, а для справочника. Поэтому я буду упоминать
только то, что мне кажется наиболее важным и существенным для дальнейших
судеб аниме. Уж что получится, то и получится. Но не забывайте - хорошего аниме
было намного больше, чем здесь упомянуто. ^_^
Развитие полнометражного аниме
Вторая половина 1980-х стала временем значительного подъема интереса аниматоров
и зрителей к полнометражному аниме. После очередей, стоявших на "Навсикаю из
Долины Ветров", общественное и фэнское мнение было готово к полноценному восприятию
серьезных аниме-фильмов, не являющихся продолжением ТВ-сериалов, и даже иногда
не основанных на литературных или манга-источниках.
В 1986 году таких фильмов вышло много. Здесь и шедевр детского приключенческого
кино "Небесный замок Лапута" [Tenkuu no Shiro Laputa]
Миядзаки Хаяо, созданный на специально
для этого основанной Миядзаки и Такахатой
студии "Studio Ghibli", и насквозь пародийный
"Проект Эй-ко" [Project A-ko] Нидзисимы Кацухико,
и эпический фэнтазийный "Виндария" [Windaria]
Юямы Кунихико.
Ринтаро на студии "Madhouse"
начал выпускать свою версию экранизации манги Тэдзуки
"Жар-птица" - "Жар-птица: глава о Карме" [Hi no
Tori: Houou Hen] (дальше последовали два полнометражных продолжения). Дэдзаки
Тэцу и Томинага Цунэо выпустили на студии "Kitty Films"
ставшее классическим детективно-фантастическое аниме "Их было 11" [Junichinin
Iru].
В последующие годы производство аниме-фильмов оказалось, во многом, под давлением
OAV и было несколько сокращено. Тем не менее, Миядзаки в 1988 году выпускает "Наш
сосед Тоторо" [Tonari no Totoro], поначалу провалившийся
в прокате, но потом вошедший в Золотой Фонд аниме, а в 1989 году - "Ведьмина
служба доставки" [Majo no Takkyubin].
В 1987 году выходит талантливая экранизация классического японского средневекового
романа "Повесть о Гэндзи" [Genji Monogatari] режиссера
Гисабуро Сугии.
В 1988 году происходит подлинное событие в мире полнометражной анимации. Отомо
Кацухиро экранизирует собственную мангу "Акира"
[Akira]. Этот масштабный двухчасовой фильм, сделанный в
эстетике киберпанка, произвел на зрителей всего мира колоссальное впечатление
своим техническим совершеством и необычайно запутанным сюжетом. Впрочем, последний
был скорее недостатком фильма, ведь автор постарался "запихнуть" всю многотомную
мангу в один фильм. В результате сам Акира на экране появляется всего на
несколько секунд! Хотя, разумеется, все события, происходящие в фильме, так или
иначе связаны с фактом его существования. В фэнских кругах сразу ж появилась мнение,
что человек, способный вникнуть в сюжет и смысл фильма всего с одного просмотра
- либо гений, либо сумасшедший. С технической точки зрения "Акира" для
конца 1980-х был настоящим аниме-совершенством. Это было первое аниме с частотой
24 кадра в секунду (промышленный аниме-стандарт - 12-15 кадров в секунду). Для
его создания был организован специальный консорциум - "Akira Committee".
В процессе его производства широко использовались компьютеры, правда, не для создания
графики, а для помощи аниматорам в ее создании. Скажем, эффект синхронизации движений
губ персонажей с голосами актеров достигался с помощью компьютерной техники.
К вопросу об отаку
В 1987 году на экраны Японии вышел не совсем обычный двухчасовой полнометражный
аниме-фильм - "Королевские космические силы - Крылья Хоннеамиз" [Ouritsu Uchuugun - Honneamise
no Tsubasa] студии "Gainax" и режиссера
Ямаги Хироюки. Необычность его была не только в мастерстве, с которым молодые
аниматоры создали альтернативный мир, неуловимо похожий на наш, и, все-таки, не
наш, не в не виданном до того времени качестве графики и необычной музыке. Наиболее
необычным обстоятельством было то, что вся команда, делавшая этот фильм, была
недавними студентами - фэнами аниме. Новое поколение творцов, так ярко заявив
о себе зрителям, постепенно начало диктовать индустрии свои правила игры. И относилось
это даже не столько к самому "Gainax", сколько ко всему
множеству молодых аниматоров, пришедших в эти годы в мир коммерческого аниме.
Видео и Киберпанк
В мире OAV вторая половина 1980-х - эпоха господства стиля "киберпанк" - антиутопических
повествований о мире будущего, в котором "правит бал" искусственный разум компьютеров.
Популярность этому жанру OAV в 1987 году создали два видеофильма - "Черная
Магия М66" [Black Magic M66] по мотивам первой манги
Сиро Масамунэ и первая серия сериала "Кризис
каждый день" [Bubblegum Crisis] (1987-1991) режиссера
Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды
Кэнъити.
Этот восьмисерийный OAV-сериал, несмотря на огромное количество проблем, возникших
при его создании, стал считаться подлинной классикой киберпанка, соединив при
этом собственно киберпанк и жанр "сэнтай". В нем четыре очень разных по
характеру и судьбе девушки, используя силовую броню, сражались с "выходящими из
себя" бумерами - разумными роботами, чья сила и мощь намного превосходила
человеческую, и поэтому они, как рабы, использовались в наиболее опасных видах
работ (в основном - за пределами Земли). При этом полное уничтожение или отказ
от использования бумеров невозможен - человечество не может без них обойтись.
И поэтому сражение главных героинь с безумными бумерами не может по определению
закончиться победой. Совершенно особой частью сериала стал его саундтрек. Исполнительницы
главных ролей даже организовали музыкальную группу и провели несколько очень успешных
концертов, исполняя песни из сериала. Потом такая практика стала повсеместной.
Другие киберпанк-проекты того же 1987 года - две "сборных солянки" новелл:
"Повесть о Лабиринте Мани-Мани" [Mani Mani Meikyu Monagatari]
с участием таких видных режиссеров, как Отомо Кацухиро, Ринтаро и Кавадзири
Ёсиаки и "Карнавал Роботов" [Robot Carnival],
созданный под общим руководством Отомо при участии Фукусимы Ацуко,
Моримото Кодзи и Накамуры Такаси.
В 1988 году вышло две новые экранизации произведений Сиро Масамунэ - "Семя
яблока" [Appleseed] и "Доминион: Танковая полиция" [Dominion
Hansai Gundan]. К сожалению, обе они оказались не очень удачными, и продолжения
не последовало.
1989 год порадовал зрителей OAV-сериалом "Ангел-полицейский" [Angel
Cop] и началом выхода одного из самых длинных OAV-сериалов - 12-ти серийного
сериала "Кибер-воин Гайвер" [Kyoshoku Soku Guyver].
Особо следует отметить две работы Кавадзири Ёсиаки на студии "Madhouse".
Они не относятся к чистому киберпанку, поскольку скорее магические, нежели научно-фантастические,
однако они очень близки к этому жанру по духу и дизайну. Это "Город чудищ"
[Yoju Toshi] (1987) и "Синдзюку - город-ад" [Makai
Toshi Shinjuku] (1988).
В таком же стиле был сделан пародийно-кошмарный "Ужасный Больной - Лучший
Учитель" [Kyofun no Byoningen Saishu Kyoushi] (1988).
В том же году вышла первая серия OAV-сериала "Легенда о волшебном мече
времен Гражданской войны" [Sengoku Kitan Yotouden]
(1988-1989) режиссера Ямадзаки Сато.
"Также нельзя не упомянуть еще один классический мистический OAV-сериал,
начавший выходить в 1988 году, "Вампирша Мию" [Kyuuketsuki
Miyu] по мотивам манги Какиноути Наруми.
Значительные сериалы
1986 год - это появление на экранах одного из самых популярных и коммерчески
успешных аниме - "Драконий жемчуг" [Dragon Ball]
(1986-1989) по мотивам одноименной манги Ториямы
Акиры. Это детский комическо-фантастический сериал, очень вольная и творческая
обработка истории легендарного Сон Гоку (Сунь Укуна) - Повелителя
Обезьян индийской мифологии. В 1989 году начал выходить второй сериал по мотивам
этой манги - "Драконий жемчуг Зет" [Dragon Ball Z]
(1989-1996).
В 1987 году выходит небольшой (48 серий), но значительный подростковый сериал
студии "Studio Pierrot" "Капризы Апельсиновой
улицы" [Kimagure Orange Road] (1987-1988) по мотивам
манги Мацумото Идзуми. Он повествовал об истории семьи Касуга, каждый
член которой наделен какими-то сверхъестественными способностями, и об истории
взаимоотношений главного героя - Касуги Кёсукэ и двух очень разных девушек
- Мадоки и Хикару. Выбор, который главный герой делает между талантливой,
авторитетной, "мужественной" Мадокой и "женственной", но и весьма "пробивной"
Хикару, - это, конечно, повторение парадигмы, изложенной еще в "Этих несносных
пришельцах". Но в данном случае линия любовных отношений была прописана более
драматически и предназначена для более старших зрителей. Поэтому идеологическое
влияние романтической линии этого сериала оказалось больше. При этом "раскрепощение"
японской девушки было тем заметнее, чем очевиднее то обстоятельство, что и Мадока,
и Хикару - не инопланетянки, а более чем реальные японские девушки. Также следует
отметить начальные и конечные "заставки" сериала и последующих одноименных OAV,
в которых демонстрировались интересные и необычные графические эксперименты, скажем,
с графикой на стекле.
Еще один сериал, о котором нельзя не упомянуть, - это экранизация манги Такахаси
Румико "Рамма 1/2" [Ranma 1/2] (1989), созданный
на студии "Studio Deen". Начавшись, он продержался
только 18 серий. Сейчас они считаются классикой, но тогда, из-за неправильной
телевизионной политики, оказалось, что основные зрители сериала - не продростки,
для которых он предназначался, а дети младшего возраста, не могущие оценить всех
его романтических перипетий, но негодующие, что в сериале герои сражаются не так
часто, как могли бы. Дело в том, что жанр этого сериала определяется как "романтическая
комедия боевых искусств".
Поэтому сериал был упрощен, количество драк было увеличено, и на экраны вышел
"Рамма 1/2 - жаркая битва" [Ranma 1/2 Nettouhen]
(1989-1992), значительно более удачный коммерчески, но художественно более слабый.
Простая японская жизнь
1986 год встретил зрителей новой ТВ-экранизацией манги Такахаси Румико - "Доходный
дом Иккоку" [Maison Ikkoku] (1986-1988). Как и "Несносные
пришельцы", это был лирико-комедийный сериал, но уже не о фантастических,
а о совершенно реальных персонажах. Своего рода мыльная опера, жанр, популярный
и на японском телевидении. Тем не менее, для аниме такой сюжетно сложный сериал,
серьезно описывающий все треволнения и житейские неурядицы обитателей доходного
дома семьи Иккоку, был в новинку.
Другое "житейское" аниме того времени по мотивам манги Такахаси - "Однофунтовое
Евангелие" [Ichi Pound no Fukuin] (1988) о приключениях
незадачливого юного боксера и решившей ему помочь монахине-послушнице.
В 1987 году студия "Sunrise", до этого прославившаяся
сериалом "ГАНДАМ", начала выпускать популярнейший сериал "Городской
охотник" [City Hunter] (1987-1990) о приключениях ловеласа
- частного детектива.
В 1988 году Такахата Исао на студии
"Studio Ghibli" сделал полнометражный исторический аниме-фильм
"Могила светлячков" [Hotaru no Haka] - очень грустный,
трагический фильм-экранизацию автобиографии Носаки Акиюки, у которого на
Второй мировой войне погиб отец, умерла мать, а в первые послевоенные годы из-за
его гордыни умерла маленькая сестренка. Фильм был сделан по заказу Министерства
Образования Японии как часть школьной программы по истории и этическому воспитанию.
Благодаря деньгам, полученным за этот шедевр, Миядзаки и Такахата смогли сделать
и продать прокатчикам "Тоторо" (упомянутый выше).
Немного о сексе
Во второй половине 1980-х в аниме пришел секс. Сделано это было очень весомо
- в 1987 году вышел первый OAV сериала "Легенда о Сверхчеловеке - Парень-бродяга"
[Chojin Densetsu Urotsukidoji] Хидэки Такаямы. В
нем запутанный и необычный сюжет сочетался с красочно нарисованными сценами сексуальных
отношений людей и демонов. Фактически, этот сериал начал традицию "хентая"
как самостоятельного жанра и в очередной раз открыл полемику о возможности художественной
ценности порнографии.
В том же 1987 году вышел и первый яой-OAV
- "Песня ветра и деревьев" [Kaze to Ki no Uta] по
мотивам манги Такэмии Кэйко. Стало понятно - секс пришел в аниме хорошо
и надолго.
Другие достижения
Активно продолжали выходить ТВ и OAV сериалы по мотивам сериала "ГАНДАМ".
Важной вехой здесь стал OAV "Мобильный воин Сверх-Деформированный ГАНДАМ"
[Kidou Senshi Super Deformed Gundam] (1988) - первое аниме,
в котором использовалось комедийное "супер-деформированное" изображение (гипертрофированная
голова и маленькое тело - персонаж или робот выглядит как младенец-переросток).
Продолжало цвести детское аниме, выходили все новые сериалы, даже в конце 1980-х
вышло несколько цветных ремейков старых сериалов (в частности - "Ведьмы Салли").
С 1988 года начал выходить еще один значительный космический сериал - "Легенда
о героях Галактики" [Ginga Eiyu Densetsu] (1988-1997)
Исигуро Нобуро. От своих аналогов он отличался куда большим вниманием к
человеческим, стратегическим и политическим аспектам космической войны. Была принципиально
отвергнута концепция "нашей стороны". Сериал сочетал два параллельных сюжета,
описывающих обе стороны конфликта.
Из спортивных аниме стоит упомянуть ТВ-сериал "Явара!" [Yawara!]
(1989-1992) студии "Madhouse". Близкий во многом к сериалам
о "девочках-волшебницах", он рассказывает о гениальной дзюдоистке, которая больше
всего на свете хочет быть самой обычной девушкой.
В мире собственно "аниме о девочках-волшебницах" было некоторое затишье. Можно
отметить разве что длинный сериал "Мами-экстрасенс" [ESPer
Mami] (1987-1989).
Именно в этот период начинается действительно активное ознакомление зарубежной
публики с японской анимации. В США начинают выходить переводы и переделки различных
аниме, ставку при этом делают на "мужские", жестокие и сексуальные фильмы, на
то, что совершенно не представлено в американской анимации. Аниме медленно, но
верно начинает внедряться на мировой рынок. В Японии в это время - финансовый
подъем, предвещающий новые успехи индустрии. И они состоялись...
Шедевры 1990-х
Новые стилистические нюансы
Начало
1990-х - время резкого стилистического переоформления аниме. Оно становится все
более дорогим и красивым, и одновременно с этим проходят изменения в социологическом
составе зрителей. Стили "аниме для парней" и "аниме для девушек" начинаются сближаться,
хотя и не сливаться. Особенно это касается наиболее значительных фильмов и сериалов.
Конечно, это произошло не на пустом месте. Уже в предыдущий период наблюдались
похожие тенденции, однако значительное художественное воплощение получили только
в начале 1990-х. Вкладываемые в аниме средства и значительная конкуренция между
студиями-производителями резко увеличили количество и разнообразие производимых
фильмов.
Появились настоящие "большие глаза". Собственно, они были и раньше,
являясь неприменным атрибутом качественной "манги для девушек", но в 1990-х они
стали популярны и в аниме, причем в том числе и в "аниме для парней". Получает
значительное распространение стиль "прелесть" (кавайи),
в результате чего резко возрастает личное обаяние и сексуальность персонажей аниме.
Влюбленность в того или иного персонажа становится все более нормальным в мире
фэнов аниме.
Девушки выходят вперед
Первый значительный сериал этого периода, показавший новый жанр "аниме о
девушках для девушек" - "Осторожно! Золотая рыбка!" [Kingyou
Chuuihou!] (1991-1992) режиссеров Сато Дзюнъити и Икухары
Кунихико по мотивам манги Нэкобэ Нэко. Важность его заключалось в том,
что главные героини действуют не столько в романтической, сколько в социальной
сфере. Титосэ, одержимая идеей превратить ее сельскую школу в образцово-показательную
городскую, и Вапико, ничем не одержимая, а просто любящая хорошо провести
время, отнюдь не демонстрируют стандартное для японских девушек поведение и занимают
"активную жизненную позицию". Также характерная особенность сериала - это участие
среди персонажей огромного количества "психоделических" животных, обладающих интеллектом,
необычными размерами (скажем, цыплята в человеческий рост!) и возможностями. Возглавляет
их Гёпи-тян, золотая рыбка, не только стоящая миллионы долларов, но также
умеющая говорить и летать.
В 1991 году начал выходить OAV-сериал "Ёко - охотница на демонов" [Mamono
Hunter Youko] (1991-1995) студии "Madhouse".
Это был весьма необычный сериал, поскольку предполагаемая аудитория была четко
не определена (аудитория "унисекс"). В нем повестовалось о девушке по имени Мано
Ёко, которая пытается совместить романтические приключения с судьбой 108-й
в роду Охотниц на демонов. В сущности, это был сериал о "девушках-волшебницах",
но рассчитанный на более взрослых зрителей, а потому значительно более сексуальный
и интересный и девушкам, и парням.
Также нельзя не упомянуть еще один любопытный ТВ-сериал. Это "Уважаемый старший брат..." [Onii-sama e...] (1992) по мотивам
манги Икэды Риёко. Он повествует о сложной
и запутанной атмосфере взаимоотношений девушек в частной школе-интернате, куда
попадают две подружки, одна из которых рассказывает о жизни в этой школе в письмах
своему старшему брату. Там процветают нестандартные сексуальные отношения, коварство,
заговоры, наушничание и так далее. Для своего времени это был очень серьезный
и значительный сериал, предназначенный совсем не для маленьких девочек.
Одно из важнейших событий в истории аниме этого периода - это начало в 1992
году выхода ТВ-сериала тех же режиссеров студии "Toei"
"Красавица-воин Сейлор Мун" [Bishoujo Senshi Sailor Moon]
(1992-1997) по мотивам манги Такэути Наоко.
Впервые в истории аниме (и манги) жанр "девушки-волшебницы" был скрещен с жанром
"сэнтай", то есть, девушек-волшебниц теперь стало много и начали куда активнее
сражаться со всяческими врагами. Также особенностью сериала стало наличие ссылок
на женские гомосексуальные отношения (не у главных героев, конечно). Это было
весьма необычно для этого жанра. Еще одна нетипичная особенность - попытка автора
создать сложную систему мира, объясняющую магическую сторону происходящего. До
этого создатели жанра "девушек-волшебниц" обычно, наоборот, намеренно опускали
все вопросы мироустройства, так как полагали, что зрительницам (в отличие от зрителей)
они неинтересны.
В том же году начинает выходить сериал "Ленточка Химэ" [Hime-chan
no Ribbon] (1992-1993) по мотивам манги Мидзусавы Мэгуми. Это был
более типичный сериал о "девушках-волшебницах", однако существенное внимание было
перенесено с собственно магических приключений на любовные. Вообще, с этого времени
романтическая составляющая жанра, стремительно набирающего популярность и обороты,
идет вверх, в то время как магическая все более клишируется.
Другой "женский" аниме-сериал этого периода, более ярко выявил эту тенденцию.
Это был "Мальчик-мармелад"
[Marmalade Boy] (1994-1995) по мотивам манги Ёсидзуми
Ватару. Здесь принципиально не было магии, фантастики и так далее. Одни лишь
только романтические линии сложных взаимоотношений большого количества персонажей.
Типичная "мыльная опера", сделанная при участии авторов сценариев популярных ТВ-сериалов
с живыми актерами. Никогда до этого романтический мотив в аниме не был прорисован
так четко и реалистично.
В том же 1994 году начал выходить ТВ-сериал "Волшебный рыцарь Рэйэрт"
[Mahou Kishi Rayearth] (1994-1995) по мотивам манги группы
"CLAMP". Это уже был сериал не серьезный,
"прикольный", хотя и весьма воинственный и запутанный. Внимание было полностью
переключено на изменения во внутреннем мире героинь. Показателен здесь интерес
к жанру фэнтези, о котором ниже.
OAV-сериалы "Боевая идол-группа Колибри" [Idol
Boetai Hummingbird] (1993-1995) и "Женская эскадрилья чистого неба"
[Aozora Shoujotai] (1994-1996) принесли в тему "женских
коллективов" новое измерение. Здесь речь шла уже о чисто женских военных продразделениях.
Причем если в первом сериале основным занятием девушек было концертное пение,
то во втором - именно профессиональные полеты. Мужчины - практически побоку.
Еще один характерный в этом смысле OAV-сериал - "Компания по борьбе с духами"
[Yuugen Kaisha] (1994). Его главная героиня - молодая женщина,
не захотевшая стать священницей, а потому сбежавшая от своей семьи в большой город
и решившая создать свой бизнес на основе единственного, что она умеет - умения
изгонять духов. Героиня очень самостоятельна, любит выпить, спеть караоке, но
не особенно склонна к романтическим похождениям.
Прелестные девушки для странных парней
Одним из популярнейших стилей этого периода, как уже говорилось выше, стал
стиль "кавайи". Это характерный стиль "унисекс"-направления, основным зрителем
которого все равно, впрочем, были парни. Тем не менее, их основными персонажами
стали необычные, очень красивые и странные девушки, наделенные сверхспособностями,
но не всегда умело их применяющие. При этом парни в этих сериалах и фильмах обычно
были скромны и слабохарактерны (чем, впрочем, этих девушек и привлекали).
Один из первых сериалов этого периода в этом стиле - это ТВ-сериал "Надя
c загадочного моря" [Fushigi no Umi no Nadia] (1990)
студии "Gainax" и режиссера Анно
Хидэаки. В общем-то, он скорее нечто переходное, сочетающее элементы ретро-приключенческой
фантастики и комедию, однако переход внимания с мужских на женских персонажей
проявился уже в названии. Сериал частично основан на "Лапуте" Миядзаки
и "20 тысяч лье под водой" Жюля Верна.
В 1991 году начал выходить OAV-сериал "3x3 глаза" [3x3
Eyes] (1991) по мотивам манги Такады Юдзо. Его главная героиня -
девушка Пай из затерянного в горах Китая племени трехглазых людей, обладающих
значительными магическо-мистическими способностями, а главный герой - парень,
работающий в баре для трансвеститов, которого, после его случайно гибели, Пай
оживила и тем самым дала ему бессмертие и подчинила его своей воле. Стилистическая
особенность сериала заключалась в дизайне персонажей - его создатели решили воспроизвести
восточные черты лица так, как их видят европейцы.
В 1992 году начал выходить не менее необычный OAV-сериал. Это был "Универсальная
современная девyшка-кошка" [Bannou Bunka Nekomusume]
(1992-1994). Его главная героиня - девушка-андроид Нуку-Нуку, построенная
на основе мозга кошки (хотя вполне человечески разумная). Создана она была для
защиты главного героя - маленького сынишки гениального изобретателя от происков
целой системы ВПК под командованием его деда и мамы (родители хотят развестись,
но не могут поделить ребенка). Неожиданно Нуку-Нуку удается не только доблестно
отстаивать паренька в военном смысле, но и мирить его родителей. В обоих этих
сериалах главные роли сыграла Хаясибара
Мэгуми, уже заработавшая авторитет характерной актрисы на "необычных" женских
ролях в сериале "Рамма 1/2".
Еще одним OAV-сериалом, в котором главную роль сыграла Хаясибара, стал сериал
режиссера Нисикубо Мадзухо "Ай - девушка с кассеты" [Denei
Shoujo Ai] (1992) по мотивам манги Кацуры
Масакадзу. Здесь "необычная девушка" по имени Ай, сошедшая в дом одного
неудачника с особой видеокассеты, пытается помочь ему устроить его романтическую
жизнь, чему он основательно сопротивляется, поскольку не верит в свои возможности
что-то здесь изменить. При этом сама Ай иногда начинает "играть" сексуальную "кошечку"
и вообще вести себя странно, поскольку кассета, с которой она сошла, была не очень
качественна.
Но самый значительный OAV-сериал этого жанра - это, конечно же, "Тэнти - лишний! Рё-о-ки" [Tenchi Muyou! Ryo-ou-ki] (1992-1994)
студии "AIC". Здесь "необычных девушек" стало много, а
парень остался один. Правда, в общем случае Тэнти - куда более достойная
личность, чем многие аналогичные парни-персонажи.
Еще один важный OAV-сериал на эту тему - это "О, богиня!" [Aa!
Megami-sama!] (1993-1994) по мотивам манги Фудзисимы
Косукэ. Здесь проявилась существенная тема - тема предназначения героев друг
другу. При этом, в отличие от упомянутых выше сериалов, "необычная девушка" -
норна из скандинавских мифов, богиня Верданди, значительно по абсолютному
социальному статусу выше, чем главный герой. Тем не менее, в ее поведении это
никак не проявляется. Кстати говоря, ее сестры-норны Скульд и Урд
ведут себя куда как более заносчиво.
Нельзя также не указать на ТВ-сериал "ДНК2" [DNA2]
(1994) по мотивам манги Кацуры Масакадзу, созданный на студии "Studio
Deen". Здесь герой был донельзя необычным - его рвало от даже мыслей о девушках.
Однако, после случайно сделанной ему инъекции изменителя ДНК, он начал иногда
на время превращаться в Мега-Плейбоя - свою абсолютную противоположность.
И его ситуация постепенно эволюционирует в классический сюжет - "один парень -
две совершенно разные девушки".
В 1994 году вышел OAV-сериал "Ты арестован!" [Taiho
Shichauzo!] по мотивам манги Фудзисимы Косукэ, также созданный на "Studio
Deen". Здесь необычность двух девушек - главных героинь, заключалась,
во-первых, в том, что они - инспектора дорожной полиции, а, во-вторых, тем, что
они гоняют на своих машинах и работают не хуже парней, без которых вполне обходятся,
хотя и пытаются постоянно завести роман.
Важно также упомянуть сериал студии "Xebec"
"Голубое семя" [Blue Seed] (1994-1995). В нем активно
использовалась компьютерная графика, а сюжет крутился вокруг судьбы двух девушек-близняшек
с мистическими способностями. Помимо них, в сериале фигурировал окончательно необычный
парень - демон, влюбленный в них обеих.
Фэнтэзи и его подъем в 1990-х
1990-е действительно подняли интерес к фэнтези, в котором действие происходит
в мирах, совершенно не похожих на наш, но исполненных магии и рукопашных битв.
Одним из первых популярных фэнтези OAV-сериалов был сериал "История
войн Лодосса" [Lodoss Tou Senki] (1990-1992). Он описывал
классический фэнтези-мир и был весьма серьезен и RPG-подобен (то есть, основывался
на традиции настольных ролевых игр).
Другим похожим сериалом стал сначала фильм, а потом - OAV-сериал "История
войн Арслана" [Arslan Senki], начавший выходить в
1991 году. Этот мир в большей степени моделировался не на основе европейских,
а на основе восточных легенд.
Существенно более мрачным, хотя и более романтическим стал OAV-сериал "Ублюдок!!
Сокрушитель Тьмы" [Bastard!! Ankoku no Hakai Jin]
(1992-1993). Он уже был в значительно большей степени близок к японской мифологии.
Другие значительные фэнтези 1992 года - это полнометражный и очень красивый
"Ветреный континент" [Kaze no Tairiku], а также
"Священная Риг-Веда" [Seiden Rig Veda], основанная
на индийской мифологии, по мотивам манги группы "CLAMP".
Кстати, это первая аниме-экранизация их работ.
1993 год принес новую струю в аниме-фэнтези. Вышел OAV-сериал "Полудракон"
[Dragon Half] по мотивам манги Миты Рюсукэ. Это
принципиально не серьезный, детский, комедийный фэнтези-сериал, основанный на
пародийном сочетании фэнтези и современности.
В дальнейшем фэнтези-аниме разивалось очень динамично, сочетая традиции всех
мифологий и, иногда, мир современной Японии.
Киберпанк
В отличие от фэнтези, киберпанк в этот период переживает окончание подъема.
Тем не менее, киберпанк-аниме все еще производится.
В 1990 году выходит первая серия OAV-сериала "Кибергород Эдо 808" [Cyber
City Oedo 808] Кавадзири Ёсиаки и студии "Madhouse",
описывающего работу особого отдела полиции, состоящего из преступников, в мире
высоких технологий.
В 1991 году появился полнометражный OAV "Старик Зет" [Roujin
Z] по мотивам манги Отомо Кацухиро,
эксплуатировавший необычную доселе тему - немощных стариков и компьютеров.
В 1993 году начинает выходить OAV-сериал "Сны оружия" [Gunnm]
по мотивам манги Кисиро Юкито о девушке-андроиде по имени Галли.
Дальше двух серий, впрочем, не пошло - автору манги экранизация не понравилась.
В том же году начал выходить OAV-сериал "Медицинские карты Черного Джека"
[Black Jack Carte] (1993-1997) студии "Tezuka
productions" по мотивам манги Тэдзуки
Осаму. Он не относится к чистому киберпанку, однако эстетика необычных операций
гениального подпольного врача по прозвищу "Черный Джек" вполне к нему подходит.
1994 год порадовал зрителей OAV-сериалом "Ирия: Зейрам" [Iria
Zeiram] (1994) о приключениях космической охотницы за головами.
В том же году на студии "Toho" сделано полнометражное
аниме Фурукавы Ёсимити и Кикути Мититаки "Блюз Дарксайда"
[Darkside Blues] (1994), апокалиптически-мистический фильм
с элементами киберпанка, созданный в популярном в "продвинутой" японской культуре
музыкальном стиле "блюз".
В целом, однако, популярность киберпанка снижалась, а делающиеся в этом жанре
аниме становились все более "жизнерадостными".
Аниме по играм
Уже с начала 1990-х появился новый вид аниме - аниме по мотивам игр,
обычно приставочных или компьютерных. Однако настоящий прорыв случился в 1994
году.
В тот Обари Масами выпустил полнометражное аниме "Легенда о голодном
волке" [Garou Densetsu], а Сугии Гисабуро -
тоже полнометражный "Уличный боец II" [Street Fighter II].
Также следует назвать выпущенный Ринтаро
на студии "Madhouse" OAV "Последняя фантазия V"
[Final Fantasy V] (1994). Все они были сделаны по мотивам
соответствующих игр, и два первых до сих пор считаются лучшими в этом жанре.
Мистика и история
На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические.
1991 год радует началом сериала "Легенда о королях-драконах" [Souryuuden]
(1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способности легендарных
Правителей Мира. В том же году снят OAV "Судья Тьмы" [Anikoku
no Judge] (1991) о таинственном Судье, судящем по законам Ада нарушителей
закона людей.
В 1991 же году начинается выпуск сериала студии "Madhouse"
и режиссера Ринтаро "История столицы" [Teito Monogatari]
(1991-1992). Он повествует мистическую историю попыток могущественного мага уничтожить
Токио как центр мировой скверны.
В это время также снимается два OAV по мотивам манги Такахаси
Румико "Русалочий цикл" - "Лес русалок" [Ningyo
no Mori] (1991) и "Шрам русалки" [Ningyo no Kizu]
(1993).
В 1992 году создаются OAV "Семейка Абасири" [Abashiri
Ikka] по мотивам манги Нагая Го
и OAV-сериал "Токио-Вавилон" [Tokyo Babylon] (1992-1993)
по мотивам манги группы "CLAMP".
В этом же году начинаются два "крутых" аниме-сериала для парней - OAV-сериал
"Усио и Тора" [Ushio to Tora] о парне, сначала заклявшем,
а потом подружившимся с чудовищем, и ТВ-сериал студии "Studio
Pierrot" "Отчет о буйстве духов" [Yuu Yuu Hakusho]
(1992-1994) о парне, который с помощью своего злейшего врага и любимой девушки
вернулся из мертвых, чтобы помочь Небесной Канцелярии бороться со зловредными
духами.
В 1993 году появляется настоящий исторический шедевр - фильм Кавадзири Ёсиаки
и студии "Madhouse" "
Дзюбэй - История ниндзя" [Juubei Ninpuuchou].
В 1994 году выходит OAV "Рубка" [The Cockpit],
сделанный под руководством Мацумото Лэйдзи
на студии "Madhouse" и являющийся экранизацией его манга-рассказов,
посвященных японским пилотам времен Второй мировой.
Прочие достижения
Продолжается работа Миядзаки
и Такахаты на студии "Studio
Ghibli" по созданию полнометражных аниме. 1991 год - "Сочащиеся воспоминания"
[Omohide Poro-poro] Такахаты, 1992 год - "Порко Россо"
[Kurenai no Buta] Миядзаки, 1994 - "Война тануки в периоды
Хэйсэй и Помпоко" [Heisei Tanuki Gassen Ponpoko] Такахаты.
Из космических сериалов стоит отметить появление блестящего сериала студии
"Tatsunoko Production" "Безответственный капитан
Тайлор" [Musekinin Kanchou Tylor] (1993), а также первых
серий сериалов Кавамори Сёдзи "Макросс
Плюс" [Macross Plus] (1994-1995) и "Макросс 7"
[Macross 7] (1994-1995), доведших сначала до совершенства,
а потом до абсурда идею войны с помощью музыки.
Из спортивного аниме отметим начало в 1993 году баскетбольного ТВ-сериала "Рубящий
удар" [Slam Dunk] студии "Toei"
по мотивам манги Иноуэ Такэхико, а из детского - идущий до сих пор абсурдистско-комедийный
ТВ-сериал "Син-тян и его каран<
|